Только что вернулся с последнего в этом театральном сезоне спектакля нашего театра "Лицей". Спектакль по пьесе Сергея Могилевцева "Последнее искушение Христа". Сейчас попытаюсь собрать мысли в кучку и написать что-нибудь внятное по этому поводу.
Просто сказать "понравилось" или "не понравилось" - не получится. Потрясло! Вот так, пожалуй, будет верней всего. И при том, что играют не звёзды мировой величины, а студенты четвёртого курса колледжа искусств. Это их дипломный спектакль, и с ним они поедут поступать в театральный институт, в Екатеринбург. Поначалу к актёрам хотелось в некоторых местах придираться. Но постепенно история захватывает всё больше и больше и к финалу уже забываешь как дышать и надо ли вообще. И почему-то слёзы на глазах, хотя я старался сдерживаться. Я-то не актёр, мои эмоции пусть при мне остаются.
Немного странно, что я шёл на спектакль с говорящим названием, почему-то даже не предполагая, что мне предстоит увидеть. И даже аннотация к нему ничем не помогла: "Актёр, Эдуард Крестовский, гастролирует по провинциальным городам страны со своим спектаклем "Последнее искушение Иисуса Христа". Когда-то в спектакле участвовало несколько человек, но они по разным причинам ушли, и он остался один, играя главную и единственную роль - распятого на кресте Иисуса Христа. Из всего реквизита у него остался всего лишь большой крест, на котором он каждый вечер и умирает на сцене. После очередного спектакля, вечером, в провинциальной гостинице к нему приходит женщина..."
И даже яблоко на столе меня не насторожило...
А меж тем журналистка, которая пришла брать интервью у актёра-одиночки, оказалась вовсе не журналисткой. И даже не сумасшедшей поклонницей-нимфоманкой. Так получилось, что не самый гениальный актёр, раз за разом, вечер за вечером умирая на бутафорском кресте, со временем настолько вжился в свой образ, что и сам стал путаться в том, кто он - актёр на сцене, или сын плотника, несущий по пыльной дороге свой крест. Перестал играть, но... Но больше одного спектакля ни в одном городе не давал, слишком сильное впечатление его представление оказывало на публику. Слишком многие вспоминали Того, кто умер за них на деревянном кресте. И не всем это понравилось.
И да, яблоко на сцене было неспроста. Искуситель в облике женщины-журналиста пришёл совратить актёра с его Пути. Пока он на самом деле не умер на кресте, повторив Его историю.
Вот когда до меня дошло, какую на самом историю нам рассказывают, тут-то я и перестал лишний раз шевелиться. И на второй план отошло несовершенство актёрской игры, осталась только история. Впрочем, были моменты, когда актёры попадали, на мой взгляд, конечно, удивительно точно. Когда Искуситель пытался прикинуться Марией Магдалиной и уже в этом образе увести Спасителя за собой. Потому что к этому времени актёр Эдуард Крестовский понял, что искушая его, Враг рода человеческого искушает и самого Христа. Это был, пожалуй, самый щемящий момент в спектакле, за исключением финала, конечно.
Сын Человеческий снова умер. И снова, в который раз пронзительно воскликнув: "Боже Мой, Боже Мой, для чего ты покинул меня?"
Я не могу назвать себя религиозным человеком, даже верующим, пожалуй, не назовусь. Скорей даже наоборот. Но куда деваться, мы всё же воспитаны в христианской культуре, и ничего с этим не поделаешь. И Библию я в своё время читал. Больше, конечно, Евангилия. Поэтому история эта для меня не нова, смерть Иисуса на кресте не была для меня откровением. Но эту историю рассказывают снова и снова, разными словами, с разной моралью. Сегодня эту история нам рассказали Сергей Немилостивый и Екатерина Котова. Возможно, когда-нибудь эти имена будут на афишах столичных театров. Если это случится, то у меня уже есть их автографы :-)
Подписаться на:
Комментарии к сообщению
(
Atom
)
Комментариев нет :
Отправить комментарий